- Киномелодрама
-
КИНОМЕЛОДРА́МА — принадлежит к триаде осн. жанров раннего кино (вместе с комич. и авантюрным ф.) и сопровождает все этапы развития киноиск-ва.
Черты К.: острота и динамичность фабулы; целенаправленность действия; резкая антитеза добра и зла, справедливости и несправедливости, любви и ненависти; герои — не конкретные характеры, а персонифициров. носители определ. нравств. норм. Представляя в момент своего рождения сниж. вариант эстетич. и этич. достижений века Просвещения, К. сохранила дидактич. направленность. К., в к-рой ощутима фольклорная родословная, воспроизводит устойчивые мотивы любви и измены, роковых обстоятельств, счастливого случая, греха и искупления, преступления и воздаяния, варьирует сюжеты "чужие дети", "мать и мачеха", "бедные влюбленные" и т. п. К. обладает повыш. коммуникативностью, адресуясь к эмоц. сфере восприятия и опираясь на архетипич. представления коллективного бессознательного. Соц. конфликты в К. обычно сублимированы и оборачиваются моральными коллизиями — бунтом благородных чувств против несправедливости, обмана, неправедного богатства, сословных или классовых преимуществ. К. в кинематографе существует как в виде чистого жанра, так и в качестве составной разл. полижанровых образований.
Первые К. снимаются во Франции ("Любовный роман", 1904), затем К. совершает свое победное шествие по всем нац. кинематографам.
В России К. сопровождает рождение нац. кинематографии. "Звезда" К. В. Холодная окрашивала в лирич. тона свои роли в ф. реж. П. Чардынина ("Миражи", 1915; "Жизнь за жизнь", 1916; "Позабудь про камин, в нем погасли огни", 1917; "Молчи, грусть, молчи", 1918). В первых рус. К. раскрылось также и драм. дарование И. Мозжухина. В послерев. период путь К. определялся общей ориентацией сов. иск-ва, идеологизацией всех сторон жизни. Если в нач. 1920 К. на сцене и экране поощрялась офиц. критикой как созвучная духу времени и ожиданиям масс, то в дальнейшем жанр квалифицировался как бурж.-мещан., апеллирующий "к сердцу обывателя". В итоге К. не получила широкого распространения в сов. кино в качестве "чистого" жанра. Однако она активно участвовала в процессах жанрообразования. Влиянием К. отмечен целый ряд ф. 20-х гг., где старый жанр и новый обществ.-ист. мат-л, сочетаясь, рождали своеобразные модели, включавшие в себя разл. мелодрам. структуры: "Чертово колесо" (1926) и "С. В. Д." (1927), реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, "Катька — Бумажный ранет", реж. Ф. Эрмлер, "Бабы рязанские" (1927), реж. О. Преображенская и В. Правовой, "Третья мещанская" (1927), реж. А. Роом, "Человек из ресторана" (1927), реж. Я. Протазанов, "Медвежья свадьба" (1926) и "Хромой барин" (1929), реж. Б. Светозаров. В 1930 К. в сов. кино становится все менее узнаваемой, подвергаясь трансформациям и модификациям. Наиб. органичен на этом этапе был союз К. с бытовой и психолог. драмой, лирич. комедией: "Подруги" (1936), реж. Л. Арнштам, "Последняя ночь" (1937), реж. Ю. Райзман, "Цирк" (1936) и "Светлый путь" (1940), реж. Г. Александров. Значит. место мелодрам. коллизии и приемы занимают в творчестве реж. И. Пырьева ("Свинарка и пастух", 1941; "В шесть часов вечера после войны", 1944; "Сказание о земле Сибирской", 1948; "Испытание верности" 1954). Процесс очеловечивания и психологизации традиц. мелодрам. тем и коллизий отразился в ф. 1950—60-х гг.: "Летят журавли" (1957), реж. М. Калатозов, "Два Федора" (1958), реж. М. Хуциев, "Отчий дом" (1959) и "Когда деревья были большими" (1962), реж. Л. Кулиджанов. Более определенны традиц. мелодрам. схемы в ф. "Неоконченная повесть" (1955), реж. Ф. Эрмлер, "Разные судьбы" (1956), реж. Л. Луков, "Родная кровь" (1964), реж. М. Ершов, "Мачеха" (1973), реж. О. Бондарев. В 1970—80-х гг. жизнь жанра в сов. кино становится более интенсивной, К. нередко оказывается объектом стилизации ("Раба любви", реж. Н. Михалков, 1976), заново раскрывает свои богатые возможности в переложениях индивид. режиссерской стилистики ("Ирония судьбы, или С легким паром", 1975; "Служебный роман", 1977 и "Вокзал для двоих", 1983, реж. Э. Рязанов). Триумф. возвратом на отеч. экран канонич. мелодрам. сюжета стал ф. "Москва слезам не верит" (1980), реж. В. Меньшов.
Лит.: Зоркая Н. М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России. 1900—1910 гг. М., 1976; Шилова И. О мелодраме // Вопросы киноиск-ва. М., 1976. Вып. 17; Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов: Кино и буржуазная массовая культура. Л., 1978; Дымшиц Н. А. Советская киномелодрама вчера и сегодня. М., 1987.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.